Лес
20
мая понедельник
18:30
20 мая 18:30 · понедельник
Лес
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Падаю в небо
21
мая вторник
20:00
21 мая 20:00 · вторник
Падаю в небо
12+
Большая сцена рок-концерт
12+
Звездный час по местному времени
21
мая вторник
18:30
Золушка
22
мая среда
18:30
22 мая 18:30 · среда
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
22
мая среда
14:00, 18:30
22 мая 14:00, 18:30 · среда
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Отель двух миров
23
мая четверг
18:30
23 мая 18:30 · четверг
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Поллианна
24
мая пятница
16:00
24 мая 16:00 · пятница
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
24
мая пятница
18:30
25
мая суббота
18:00
24 мая 18:30 · пятница
25 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Робин Гуд
25
мая суббота
18:00
26
мая воскресенье
15:00
25 мая 18:00 · суббота
26 мая 15:00 · воскресенье
Робин Гуд
12+
Большая сцена мюзикл Евгений Загот, Ольга Никифорова, Константин Арсенев
12+
Вишневые мартинсы
26
мая воскресенье
18:00
Учитель танцев
28
мая вторник
18:30
28 мая 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Спасите Леньку!
28
мая вторник
14:00, 18:30
28 мая 14:00, 18:30 · вторник
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Собаки
29
мая среда
18:30
Премьера
Премьера
29 мая 18:30 · среда
Собаки
12+
Большая сцена Константин Сергиенко
12+
Братишки
30
мая четверг
18:30
30 мая 18:30 · четверг
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Алиса в стране чудес
31
мая пятница
18:30
1
июня суббота
11:00, 14:00
31 мая 18:30 · пятница
1 июня 11:00, 14:00 · суббота
Алиса в стране чудес
6+
Большая сцена мюзикл для нашей семьи Глеб Матвейчук
6+
Денискины рассказы
2
июня воскресенье
14:00
2 июня 14:00 · воскресенье
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Поэтика жесткой истории

19 Ноября 2010
Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

«Глобус» поставил одну из самых бескомпромиссных литературных историй современности.

Новосибирский молодежный театр «Глобус» представил премьеру на малой сцене. 11 и 12 ноября состоялись первые показы спектакля «Толстая тетрадь» по трилогии швейцарской писательницы Аготы Кристоф в постановке главного режиссера театра Алексея Крикливого. 
Агота Кристоф родилась в Венгрии в 1935 году. В 1956 году покинула родину и с тех пор живет в Швейцарии. Писала пьесы для радио на французском, который стал ее вторым родным языком. В 1986-м написала первый, прославивший ее роман «Толстая тетрадь». Через два года появился роман-продолжение «Доказательство». Еще через три года вышел третий роман под названием «Третья ложь». Комичное сходство имени Аготы Кристоф с именем «королевы детектива» Агаты Кристи оказалось вполне символично. Агата всю жизнь выдумывала занимательные истории о меркантильных отравителях. Агота попробовала пересказать жизнь «близко к тексту». Однако ее истории занимательными сложно назвать: по признанию критиков, они «отвратительно правдивы», чтобы быть занимательными. Впрочем, это не помешало трилогии попасть в ряды мировых бестселлеров. Романы о близнецах Клаусе и Лукасе, нашедших способ выжить в абсурдном и ужасающем пространстве Второй мировой войны, были переведены на 20 языков, обернулись одной киноинтерпретацией и наконец-то дошли до театральных подмостков. Первую и до глобусовской премьеры единственную постановку произведения в России осуществил художественный руководитель кировского «Театра на Спасской» Борис Павлович. Постановщик второй версии «Толстой тетради» Алексей Крикливый уверен: новосибирская задумка не уступит.

 Имя писательницы Аготы Кристоф не слишком широко известно в России. О чем расскажет зрителям ее «Толстая тетрадь»?

 Формально говоря, «Толстая тетрадь» представляет собой дневники двух десятилетних близнецов — Клауса и Лукаса, написанные во времена Второй мировой войны. В книге нигде не упоминается название страны, в которой живут эти дети, не указывается конкретный временной период, но мы вычислили, что начало этой истории приходится на 1942–1943 годы, а конец — на первые послевоенные года. По сути, для Аготы Кристоф это автобиографическое произведение. Ей было десять лет в 45-м. И главным героям этой книги столько же. Клаус и Лукас живут у бабушки в маленьком городке и описывают события своей жизни. Один пишет одно сочинение, другой — другое, потом они обмениваются своими текстами и оценивают, хорошо это или плохо. Главное для них, чтобы в дневниковых записях была только правда. Для объективности восприятия они убирают из сочинений чувства, потому что чувства, по их мнению, очень неконкретны, неинтересны. Так эти два десятилетних мальчика, сталкиваясь с людьми, войной, с военными и простыми проявлениями жизни, с верой и бытом, изобретают новые 10 заповедей. Даже не изобретают, а как бы переосмысливают. И в итоге они становятся для некоторых жителей городка неким знамением, ведь в какой-то момент они начинают вершить дело Бога.

 Как эта история преломляется в работе над спектаклем?

 Когда читаешь трилогию (в этом мнении мы сошлись со многими людьми), ты испытываешь разнополярные чувства — от интереса до отвращения, и все равно не можешь остановиться. В какой-то момент ты понимаешь, что после окончания чтения возникает момент катарсиса. Я надеюсь, что мы найдем некий театральный эквивалент этому тексту, чтобы передать зрителю всю силу подобных эмоций. Книга написана очень скупо, неэмоционально, хотя и от имени 10-летних детей. Нам надо разгадать корни, мотивировавшие те или иные события, и, конечно, в этом случае эмоции мы с актерами убрать никуда не можем.

 У Аготы Кристоф постоянно обыгрывается тема таинственной связи близнецов. Вы сохраните эту линию?

 Это одна из самых любопытных тем, с которой мы работаем в нашем спектакле. В принципе, с точки зрения физиологии это одинаковые люди, у них одна и та же кровь, одни отпечатки пальцев, одна роговица, все идентично, это как отражение в зеркале. Но почему-то один — оптимист, другой — пессимист, один — черное, другой — белое. И очень интересно наблюдать, как возникает вариативность отношения к одним и тем же событиям, как разнятся поведенческие реакции на одни и те же поступки. Кроме того, в «Толстой тетради» очень много библейских, философских и человеческих мотивов. С одной стороны, это очень поэтическая, с другой, очень жесткая история. В этой книге столько обжигающих моментов (причем выдуманных или реальных — непонятно), столько искренности и правды...

 А нужна ли современному зрителю жесткая, безжалостная история, которую и читаешь-то на разрыв аорты?

 Вопрос вечный. Я понимаю, что у этого спектакля более узкий зрительский коридор, и я уважаю право зрителя пойти на тот или иной спектакль или не пойти. Но мне кажется, что есть такие вещи, которые люди обязаны знать. Как в нашем спектакле «Наивно. Sупер»: я верю в очищение души через веселье, но я также верю в очищение души через грусть, иногда даже боль. Что здесь главнее — не знаю...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272