Беседовала Ольга Ярославцева, «Честное слово»
В
новосибирском академическом театре «Глобус» готовятся к
премьере спектакля «Муттер» по
одноименной пьесе современного драматурга Вячеслава Дурненкова. Этот молодой автор сегодня стремительно набирает популярность и
отлично высвечивается на
фоне массы новой драматургии. Выделяют его не
только своеобразные язык и
стиль, но
и
темы, которые он
раскрывает. О
предстоящей премьере мы
побеседовали с
режиссером спектакля Еленой Невежиной (Москва).
«Муттер» — уже вторая работа Елены на сцене «Глобуса», первой стала «Белая овца» по произведениям Даниила Хармса. У режиссера сложились хорошие отношения и с театром, и с его труппой, поэтому сегодня она может позволить себе сосредоточиться только на качестве постановки и впечатлении, которое будет произведено на зрителя.
— Скажите, Елена, каков способ вашего режиссерского общения со зрителем и главная цель этого общения — поразить какими-то вещами, открыть на что-то глаза?
— Нет, я не стремлюсь никого поражать, но мне кажется, что любой спектакль — это желание поделиться. Какими-то своими эмоциями, размышлениями, болью — чем угодно. Тем, что тесно ощущаешь внутри себя самого.
— В этом смысле чем вы хотите поделиться в постановке «Муттер»?
— В первую очередь хочу поделиться автором, мне кажется, что Дурненков — замечательный драматург. И потом, у современного театра есть некоторый страх перед современными текстами, новыми именами. Мне кажется, что мы все уже немного устали от сериальной рутины, поэтому хочется разговора не о банальных вещах. Хочется поделиться самоощущением в сегодняшнем мире, поговорить про то, что с нами происходит, что будет с нами потом и как могут ощущать себя люди в возрасте. Герои пьесы — пенсионеры, жители Дома престарелых, но и они сами, и их проблемы — это некие обобщенные образы, их не нужно воспринимать конкретно. Хочется поговорить о том, как они себя ощущают по отношению к современному миру, как мы себя ощущаем по отношению к ним. В этом нет никакого нравоучения, а есть какие-то затаенные чувства, про которые мы уже отвыкли говорить вслух.
— Насколько я знаю, большое место в пьесе занимает тема конфликта личности и социума. В чем этот конфликт, по-вашему, сегодня проявляется?
— На мой взгляд, сегодня у нас нет ощущения гордости за государство, в котором мы живем. Не очень понятно, что это за образование такое, что за всем этим стоит. Нет ощущения, что мы все — единый народ, что мы чем-то связаны между собой. Россия у нас сегодня какая-то виртуальная, а человек все-таки жив чувством Родины, чувством привязанности к земле, на которой живет. Говорят, что государство определяется своим отношением к детям и старикам. И вот как мы себя по отношению к ним ощущаем? Когда тебе 16 лет, кажется, что тебе никогда не будет 60. А когда тебе 60, то кажется, что никогда не было 16. Нашим сегодняшним старикам нет места в этом мире, кроме своей семьи, а иногда и в ней места не находится. Почему мы уверены в том, что с нами не произойдет то же самое?
— Герои «Муттер» по ходу действия сочиняют некую пьесу. Каково ее назначение в спектакле?
— В сочинении этой пьесы есть обыгрывание и пародирование идиотизма, идущего еще из советских времен, когда проводились шефские концерты и тому подобное. Это такая обязаловка, когда нужно готовить номер художественной самодеятельности. Старики решают, что вместо этого они поставят пьесу. Ее пишет один из героев по мотивам своей собственной жизни, но она имеет абсолютно пародийный характер на театр классических форм, в котором мы стараемся увидеть нашу сегодняшнюю жизнь.
— И вы, и автор пьесы — люди молодые. Откуда черпается понимание проблем и чувств старых людей?
— Я не могу претендовать на понимание и знание того, что чувствуют брошенные пожилые люди, но у меня есть отношение к этому. Ты не можешь понять это, просто смотришь и чувствуешь в себе стыд, жалость, страх перед этим — все, что угодно. Поэтому я могу передать только свои собственные чувства. Это такой любовно-ироничный взгляд на наших стариков, на отношения между поколениями. То есть спектакль не про них, а про нас, про то, что мы можем о них понять. И я буду делиться не знаниями, а эмоциями.
— Какие чувства должен будет испытать ваш зритель?
— Хочется, чтобы у человека, который пришел в театр, что-то такое поселилось внутри, что не отпускало бы и про что бы он потом время от времени думал. Вообще, самое главное ощущение для меня, которое рождается от просмотра или прочтения чего-либо, это чудесное, спасительное ощущение, что ты не один. Мне бы хотелось, чтобы у зрителей тоже появилось это ощущение, а вместе с ним и силы жить.