Юлия Бармаева, «Место встречи. Сибирь»
В
театре «Глобус» Нина Чусова поставила мюзикл «Алые паруса» на
музыку Максима Дунаевского и
либретто Михаила Бартенева и
Андрея Усачева. В
этих «Парусах» из
трех главных составляющих гриновской истории
— любви, чистоты, исполнения мечты
— остался только последний компонент. Но
один он
кажется невкусным.
О спектакле много говорили до премьеры, интригу вокруг него раскручивали еще с сентября ушедшего года. В итоге постановка получилась пышной, эффектной и масштабной: всего в ней участвует сто сорок один человек. «Глобус» специально пригласил актеров из других театров, студентов театрального института, артистов балета, задействованы хор и молодежный симфонический оркестр театра под руководством Алексея Людмилина, заслуженного деятеля искусств России. В мюзикле льется самый настоящий дождь, а в конце спектакля на сцену выкатывается гигантский корабль с красными парусами.
В «Алых парусах» Бартенева и Усачева очень сильно трансформирован сюжет: характеры героев, знакомство Ассоли и Грея переписаны так, что ломается вся суть истории этой пары. В версии Александра Грина Ассоль добрая, чистая и прекрасная девушка, которая помогает своему заботливому и порядочному отцу. Здесь она поет песни, смотрит вдаль, читает книжки и обижается, что ее обзывают сумасшедшей.
Авторы либретто добавили новый поворот сюжета: сын Меннерса-лавочника сильно влюблен в Ассоль, которая ничего кроме парусов видеть не хочет. Меннерс-младший (А. Архипов) превращается в более «полнокровного» персонажа, чем заявленные герои.
Алексей Архипов так поет и страдает, мечтая жениться на любимой девушке, что ты видишь в нем истинного принца. И нежелание девушки выходить за него замуж кажется верхом безумства.
Меннерс-младший готов ради любимой и на то, чтобы она называла его Греем, и выкупить ее отца, ставшего алкоголиком, из тюрьмы. Изменение характера этого героя хотя бы окупается сценой с веселыми, пляшущими под мгновенно застревающую в голове «Бутылка из-под виски годится для записки» моряками. Эти моряки, а также мужчины из кабака, кажутся более живыми, чем те, про кого написана эта история.
Авторы кидают девушку то петь в бордель, то почти под венец с прекрасным, но не любимым Меннерсом-младшим. Эти повороты сюжета, по словам авторов, должны были сказку приблизить к жизни, но в итоге любовь-легенду в истории разглядеть сложно. Все сильные чувства, которые могли вспыхнуть между девушкой и Греем, здесь возникают только в наших головах, потому что мы уже читали книгу или смотрели фильм, и можем достроить все сами.
Авторы словно ведут зрителя к известному финалу дорогами совсем из других историй, и разрыв этот трещит и мешает празднику. В итоге вместо заботливой и чистой девушки в Глобусе оказывается просто упертая в свою мечту дама, которая готова сбежать из-под венца в последний момент, бросить отца (которому, видимо, придется погибнуть в тюрьме), ускакать к капитану с алыми парусами. Какая забота, какая человечность, когда мечта приплыла?
Грей, которого здесь играет красавец Алексей Кучинский, идеально подходит для создания образа мечты. Единственно, он появляется в спектакле буквально на несколько мгновений и в мюзикле выполняет роль таблички «Грей здесь и он очень хорош».
Переписывание сюжета так же привело к тому, что главные герои — Ассоль и Грей — стали схематичными, их поступки не имеют логики и предпосылок.
Если, например, у Грея из книги мы знаем про детство, которое сформировало его романтическую натуру и привело к известной нам развязке, то в этом мюзикле остается совершенно непонятным его вдруг вспыхнувшее чувство к зажатой певичке из борделя.
Гораздо более живыми и интересными получились у постановщиков массовые сцены. Веселые песни в лавочке Меннерса, лицемерное обсуждение горожанами Ассоли, вечеринка в борделе вызывают желание выучить тексты песен, чтобы петь вместе со всеми.