Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»
75-й юбилейный сезон открыл Новосибирский молодежный академический театр «Глобус»
Чтобы увидеть такой изящный, остроумный и умный спектакль, не грех и в столицу съездить! Но пусть теперь москвичи, не побывавшие в апреле на фестивальных просмотрах «Золотой маски», к нам, в Новосибирск, спешат: «Двойное непостоянство» Мариво в постановке Дмитрия Чернякова на малой сцене «Глобуса» того стоит...
Абсолютно самодостаточная деревенская парочка: непосредственные — как дети, уверенные в своей любви — как в одном из законов природы, Сильвия и Арлекин (Ольга Цинк и Илья Паньков) изо всех сил пытаются противостоять миру тщеславия, корысти и лицемерия. Но противники их — Принц и Фламиния (Александр Варавин и Людмила Трошина) в интригах более чем искушены и более чем упорны. Ложь как орудие совращения и моральное насилие, заменяющее привязанность, — суть и стиль их жизни...
Кто кого? Как давным-давно в XVIII веке, как вчера и, безусловно, сегодня. Зрители смотрят эту историю через настоящее — между сценой и залом — стекло и, естественно, отражаются в нем. Если вглядеться, несложно найти и увидеть одновременно на сцене и в зале себя. Если вглядеться?! Кажется, Сильвия что-то поняла: звон разбитого стекла...
Именно этим спектаклем — лауреатом национальной театральной премии 2004 года — и открылся в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» два дня назад 75-й творческий сезон.
— Сезон юбилейный, следующая «абсолютно юбилейная» дата теперь только 100-летие, — заметила директор Татьяна Николаевна Людмилина и рассказала, что дата нынешняя, конечно, обязывала к большой и серьезной подготовке. Потому что все, по большому счету, делается для жителей нашего города и тех людей, которые в разные периоды своей жизни, в разные периоды истории ТЮЗа — «Глобуса» были связаны между собой. Замечу, планы театра на новый юбилейный сезон, с которыми познакомила затем Татьяна Николаевна, как всегда в «Глобусе» были четкими, выверенными, а творчески, можно сказать, грандиозными, но без малейшей тени прожектерства.
Гастроли — дальние и ближние
У «Глобуса» есть ряд приглашений на участие в нескольких региональных фестивалях лауреатов «Золотой маски». В частности, в Омске и Красноярске. От части предложений театр отказался: «Мы не можем себе позволить, чтобы спектакль „Двойное непостоянство“ постоянно находился в разъездах и его не видели жители Новосибирска».
Кроме того, по поводу «Двойного непостоянства» сейчас ведутся переговоры об участии в двух очень серьезных западноевропейских фестивалях. И еще: если все нормально сложится с финансированием10-летия Фонда имени Станиславского, новосибирский спектакль обязательно будет показан в рамках этого празднования в Москве.
Неотъемлемой частью гастрольной деятельности «Глобуса» в юбилейном году, как и в предыдущие, будут поездки по селам и городам области. В репертуаре есть ряд названий, которые могут быть показаны на не очень приспособленных сценах. В течение сезона будет выпущен еще один спектакль с такими «параметрами».
Премьеры. Не без сенсации...
Особенность нынешнего творческого сезона, по словам директора, состоит еще и в том, что только одна, первая по счету, премьера состоится на малой сцене, остальные семь — на большой.
Так, 15 октября (репетиции идут полным ходом) театр выпустит спектакль по пьесе Максима Горького «Дети солнца». Над классикой работает уже известный новосибирцам питерский режиссер Сергей Каргин. Он поставил в «Глобусе» спектакли «Волшебный уголек», «Двенадцать месяцев» и «Деревья умирают стоя». Кстати, теперь, как считают в театре, Каргин «наполовину питерец, наполовину новосибирец»: он набрал курс в Новосибирском театральном институте. По мнению Татьяны Людмилиной, с этой миссией он должен прекрасно справиться, так как обладает «хорошими задатками педагога».
Следующая премьера, запланированная на 10 декабря, во всех смыслах сенсация! Это современный мюзикл — жанр, востребованный сегодня российским зрителем и считающийся очень перспективным. Но новосибирская сенсация не в нем, вернее, не только в жанре.
Спектакль под названием «НЭП», а работа над ним началась еще два с половиной года назад, будет необычен" во всех отношениях, считают в театре. Во-первых, литературная основа... Это — «Педагогическая поэма» Макаренко. Во-вторых, для осуществления этого проекта «Глобус» пригласил талантливую молодежь: музыку и либретто написала Елена Сибиркина — новосибирский композитор и либреттист («Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж» и др.), режиссер Алексей Крикливый, художники из Москвы Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов (работавшие в конце прошлого сезона над спектаклем «Белая овца». Музыкальную и хореографическую часть проекта взяли на себя мэтры — дирижер Алексей Людмилин и хореограф из Петербурга Эдвальд Смирнов. В спектакле будет занята большая часть труппы. Причем для исполнителей «непоследних ролей» в конце сентября проведут кастинг.
Специально для «НЭПа» будет набираться живой оркестр и хор (хотя в театре много поющих актеров, масштабы новой постановки и замысел потребовали этого). Кроме того, Татьяна Людмилина подчеркнула социальную значимость новой работы «Глобуса»: «Темы, которые поднимал в свое время Макаренко, актуальны — „забытое старое“, как известно, зачастую оказывается не самым плохим... Это будет, по нашему замыслу, „спектакль для всей семьи“. И еще мы хотим, чтобы его посетило как можно больше молодежи из самых разных — не только и не столько творческих — учебных заведений города». Еще директор «Глобуса» сказала, что все приглашенные в постановочную группу вначале были невероятно удивлены выбором литературной первоосновы, но через некоторое время чрезвычайно «загорелись» замыслом, что, вероятно, обещает зрителям яркие, неординарные впечатления.
Названия, имена, и тоже сенсации?..
Следующая после «НЭПа» премьера — новогодняя сказка «Колечко Снегурочки», также в постановке Алексея Крикливого. А потом — 4 марта 2005 года — грядет новая трактовка старой пьесы «Свадьба Кречинского» режиссером из Москвы Мариной Глуховской (ученица Петра Фоменко). В «Глобусе» о ней мнение: «Свой почерк, видение классического материала, современный подход к режиссуре и принадлежность к школе Фоменко — это интересно и многообещающе».
В апреле еще одна ученица — теперь уже Леонида Хейфеца, москвичка Анна Трифонова — представит вниманию самых маленьких зрителей сказку «Белоснежка и семь гномов». И она тоже приглашена не случайно: у этого режиссера репутация мастера в создании именно таких спектаклей — для младшей детской аудитории.
Закроется сезон не меньшей, чем декабрьская, сенсацией для настоящих театралов: согласие на работу над спектаклем по нигде в России еще не ставившейся пьесе современного немецкого драматурга Гизельманна «Господин Кольперт» директору «Глобуса» дал известный режиссер, художественный руководитель столичного театра имени Пушкина Роман Козак.
В общем, планы на пополнение репертуара у театра на юбилейный сезон смелые и яркие. Будем надеяться, все у юбиляров получится.
Не менее главное, а самое главное
Самой главной, конечно, станет собственно юбилейная неделя, которая начнется в Международный день театра бенефисом народной артистки России Анастасии Васильевны Гаршиной и в течение которой будут показаны лучшие спектакли разных режиссеров — золотой фонд «Глобуса». Не только для новосибирцев, но и для уважаемых гостей — друзей театра из разных городов и весей. А 3 апреля настоящим праздником «Глобус» отметит само 75-летие. Но как вы уже знаете, это не последний выплеск эмоций до конца сезона. Впереди кроме названных премьер, большое литературно-драматическое действо, посвященное 60-летию Великой Победы, череда актерских юбилеев: в этом сезоне более круглые и менее круглые даты служения сцене отметят заслуженные артисты России Юрий Соломеин, Людмила Трошина, Тамара Седельникова, Наталья Орлова и актриса Светлана Прутис.
А еще в театре вновь вводятся абонементы на посещение детских спектаклей. И появился новый парадный занавес из бельгийского бархата. Зрительские билеты поменяли форму и стали красивее. И еще много всего нового в «Глобусе», которому всего 75...