Бульвар надежд в осенних листьях
24
января среда
18:30
24 января 18:30 · среда
Бульвар надежд в осенних листьях
16+
Большая сцена музыкальная мелодрама Эрнст Горьковский
16+
Весы
25
января четверг
18:30
25 января 18:30 · четверг
Весы
16+
Большая сцена ночь в одном действии Евгений Гришковец
16+
Шикарная свадьба
26
января пятница
18:30
26 января 18:30 · пятница
Шикарная свадьба
16+
Большая сцена комедия Робин Хоудон
16+
Дракошина история
Дракошина история
0+
23–30 декабря 2023 года • 2–7 января 2024 года
0+

Павел Харин: «Мы не ставим психологическую комедию, скорее – странный анекдот»

28 Декабря 2018
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»
12, 13 февраля 2019 года в 18.30 состоится премьера малой сцены «Глобуса» – «Путем взаимной переписки» по повести Владимира Войновича. Режиссер спектакля – заслуженный артист России Павел Харин – рассказывает об историческом феномене знакомства по переписке, роли случая в судьбе человека и странностях любви. 

 

– Для большинства людей имя Владимира Войновича прочно ассоциируется с приключениями солдата Чонкина. Почему вы обратили внимание не на этого популярного персонажа, а на незнакомого широкому читателю Ивана Алтынника из повести «Путем взаимной переписки»?

– У Войновича много замечательных произведений, которые мне интересны. Литературоведы называют сержанта Алтынника предтечей образа Чонкина, есть у них пересечения в характерах. Ванька же в чем-то фольклорный дурак. Репетируя, мы открываем в этой истории элементы сказочности, русского фольклора. Повесть я прочел в журнале «Дружба народов» еще в 1989 году. История мне сразу понравилась, запала в душу, потому что, мне кажется, в свое время она многих коснулась. Мои родители, например, так познакомились – по переписке. Вообще, знакомства по переписке – целый исторический пласт взаимоотношений между мужчиной и женщиной в нашей стране. Думаю, кто-то из зрителей вспомнит своих родителей, родственников, а кто-то увидит себя.

– В повести события разворачиваются в 50-х годах прошлого века. Но сам автор говорил об актуальности произведения сегодня. Правда, с одной оговоркой, что на смену почтовым письмам пришел интернет.

– В интернете можно дурить. А там дурить не совсем получилось, потому что произошел нормальный человеческий контакт, встретились мужчина и женщина. Хотя некоторые и сейчас так делают: посылают собеседнику не свою фотографию, а в итоге при встрече люди оказываются совсем другими. В нашей истории – герои в письмах чуть-чуть врали. Людмила – о своем возрасте. Иван на себя наговорил, что сирота, хотя, как пишет автор, это не имело к нему никакого отношения, он рос в нормальной семье.  Безобидное вранье, которое привело к такой вот… любви.

– Нас ждет спектакль о любви?

– Да, но любовь какая-то странная. Несколько корявая, не очень возвышенная. Но настоящая. Людмила любит нашего героя очень сильно, она действительно не может без него жить. Алтынник хоть и завирака, но не подлец. И мы здесь встречаем абсолютно нормальные женские желания – быть матерью, рожать детей, чтобы был мужчина рядом. У героини нелегкая судьба – после смерти любимого она почти четырнадцать лет прожила одна. И тут появляется парень, который ей очень нравится. Конечно, она не хочет его потерять, хочет реализоваться как женщина.

– Встреча героев – это случайность или закономерность?

– У автора есть объяснение: так сложилось. Дело случая. Иван и Людмила вообще могли не встретиться, ограничиться перепиской, если бы не его командировка. Он поехал туда через станцию Кирзавод и еще одну станцию, где живет хроменькая Наташа. Он дал  телеграмму сразу двум женщинам, на всякий случай. Он выбирает, и этот вопрос выбора – не проще гамлетовского: быть или не быть? В конце концов, он же влез в эту историю, его затянуло, он остался. И дальше был ряд случайных событий, спровоцировавших их близость, да и всю дальнейшую совместную жизнь.

– А нет ли нотки печали в том, что юный Алтынник, мечтавший совсем о другой жизни, благодаря этой встрече так и не смог осуществить свои планы?

– В истории есть немного грусти, но мы не хотим делать наш спектакль печальным. Я понимаю серьезность проблемы, когда загублена судьба какого-то ученого. Но Ваня –  не Ломоносов, не Эйнштейн, он не одарен какими-то талантами. Он – просто любитель пофантазировать. Для него неважно получить, скажем, профессию, главное – чтобы диплом был. Алтынник же не хочет быть специалистом, мастером. Ну да, судьба его изменилась. Но мне кажется, что в итоге все выиграли, и прежде всего – дети героев.

– Можете ли вы определить жанр спектакля?

– Наверное, комедия. Но мы не ставим психологическую комедию, скорее – странный анекдот. И тут нужно еще раз сказать о фольклорном элементе в повести. Недаром у Ивана случайно все происходит, на развилке нескольких дорог. Ведь он же мог не ехать в командировку. Или не останавливаться на станции. Но вот он попадает в этот странный заброшенный городок Кирзавод. А там вообще жизнь идет необычная – время там словно замерло, остановилось. Такой сказочный островок, отрешенный от большого мира. И люди, живущие в нем, – странные оптимисты. Но при всей бытовой неустроенности, бедности, проблемах они нормально живут, а чего слезы лить?

«Путем взаимной переписки» – добрая история. И мы пытаемся сделать так, чтобы на сцене это было рассказано интересно, захватывающе, с какой-то интригой. Нам важно сыграть спектакль весело, по-доброму, узнаваемо. Ведь для артистов в материале заложены неплохие возможности, здесь есть что играть.  

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!