Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»
Ставить мюзиклы в
«Глобусе» стало хорошей традицией. Сначала был «НЭП»
— первый сибирский мюзикл, потом «Вестсайдская история» Бернстайна
и, наконец, «Том Сойер». Все спектакли идут с
живой музыкой. Однако, если в
первых постановках мы
видели музыкантов непосредственно в
оркестровой яме, то
на
этот раз создатели спектакля решили пойти по
пути использования записи профессиональной оркестровой фонограммы.
— Партитура «Тома Сойера» написана для большого оркестра, в малом оркестре этот музыкальный материал звучать не будет, — объясняет Алексей Людмилин, музыкальный руководитель всех трех постановок. — Поэтому мы решили записать «натуральную» музыку, исполненную живым оркестром. И сделать некоторые вкрапления электронной музыки, что придаст ей определенный колорит.
Автор музыки и либретто «Тома Сойера» — московский композитор Виктор Семенов. Он известен тем, то пишет музыку для подростков и увлекается классическим джазом. Над своим произведением композитор работал десять лет. Это эксклюзивный проект театра.
Премьера в «Глобусе» станет российской премьерой.
Музыкальный материал Людмилин находит очень удачным:
— Если у меня поначалу и были какие-то сомнения, то когда мы стали работать над оркестровкой, все сомнения ушли. Музыкальное попадание, на мой взгляд, очень хорошее. Музыка написана в стиле американской музыки 30–50-х годов. Она ностальгическая для нашего поколения и, возможно, будет чем-то интересной для нового поколения. Там есть мелодика, что отсутствует в современной музыке. Уже записан час живой музыки. На это ушло четыре дня. Сроки рекордно короткие. Обычно на такую запись уходит дней десять...
При создании либретто на литературной основе в «разработку», как правило, берется лишь часть повести или романа. Тем более, если речь идет о столь насыщенном событиями сочинении, как роман Марка Твена. Семенов же постарался вместить в свое либретто как можно больше событий знаменитой книги.
Ставит спектакль молодой новосибирский режиссер Анна Зиновьева. (Она уже ставила на сцене «Глобуса» несколько спектаклей). «Том Сойер» видится ей, прежде всего, историей о поисках мечты:
— Любовная линия тоже будет, но она не будет основной. Главная линия — это рассказ о талантливом мальчишке, который свою жизнь и жизнь города превращает в удивительное приключение.
Самая распространенная мечта американского мальчика, как известно, — мечта стать президентом. И Том Сойер в спектакле эту свою мечту осуществит. И не беда, что только в воображении.
Действие, как и в романе Марка Твена, происходит в XIX веке. Вносить в спектакль какие-то вкрапления современности, как это принято сегодня, режиссер не собирается:
— В этом нет никакого смысла. Поскольку все проблемы, которые решались молодым поколением в то время, остаются актуальными до сих пор. И сегодняшних детей волнует, как им вырваться из скучного пространства. И даже если у них есть компьютер и бесконечное число ТВ каналов, они все равно скучают, сидя около этих 98 каналов. И точно так же их волнует проблема: я ее люблю и не знаю, любит ли она меня. И все всегда хотят, чтобы их жизнь была интересным приключением.
Судя по эскизам костюмов (авторы сценографии и костюмов Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов), в спектакле будет много выдумок и юмора. Джентльменов предполагается одеть во фраки, жилетки и цилиндры, для солидности «уплотнив» им животы «толстинками». Мальчикам — узкие бриджи и гольфы, девочкам — туфельки с перепонками, перчатки и что-то там в полосочку, клеточку и цветочек...
Для «Вестсайдской истории», напомним, практически в течение года шли кастинги. На этот раз решили обойтись без приглашенных артистов, полностью доверившись актерам труппы «Глобуса». Своих сил у театра, полагают постановщики, вполне достаточно. Есть ли принципиальная разница при постановке мюзикла в театре драматическом и театре музыкальном:
— Принципиальной разницы нет, — считает Алексей Людмилин. — Единственное отличие, которое только радует, заключается в том, что драматический актер не зациклен на том, возьмет он, например, си-бемоль или нет. Безусловно, в музыкальном театре певцы обладают более богатым голосовым диапазоном, но они думают больше о голосе, чем об образе. В драматических же театрах актеры думают больше об образе, чем о той ноте, которую они должны взять. Все «неудобные» для них ноты мы убираем.
Ставить танцы будет хореограф из Екатеринбурга Сергей Смирнов — руководитель «Эксцентрик-балета», много работающий в Екатеринбургском театре музыкальной комедии.
Свой новый музыкальный спектакль, как и два предыдущих мюзикла, театр адресует в первую очередь тинейджерам. Однако, как замечал сам Марк Твен: «Я пишу для развлечения мальчиков и девочек, но очень надеюсь, что оно будет интересно и взрослым». Премьера назначена на 19 марта. Это, кстати, будет день рождения Алексея Людмилина!