Пьер Карле Мариво

Пьер Карле Мариво (1688–1763) – французский драматург и прозаик.
Имя Мариво не сходит с театральных афиш современной Франции, он является вторым после Мольера крупнейшим комедиографом этой страны. Мариво сумел придать новый тон французской драматургии. Он отбросил старые правила и схемы, создал совершенно новый театральный жанр, кое в чем близкий итальянской народной комедии, а также использовал приемы французского ярмарочного театра. Но Мариво возвысил, «облагородил» эти самые «низкие» жанры театральных зрелищ того времени, приблизив их к языку литературных салонов.
Пьер Карле де Шамблен де Мариво родился в Париже. Молодость писателя приходится на последние десятилетие правления Людовика XIV. Рано пробудившаяся любовь к литературе приводит Мариво в великосветский салон маркизы де Ламбер. Там он знакомится с представителями раннего Просвещения – Фонтенелем, Монтескье и другими. В 1720 году начинается его работа для театра, как раз в то время, когда театр переживает кризис в классицистическом жанре – трагедии. Комедия оказалась более жизнеспособной. К этому жанру и склоняется Мариво. В 1716 году открывается театр Итальянской комедии, который в начале 20-х годов становится «королевским». Именно актеры Итальянской комедии не только блестяще воплотили на сцене драматургические замыслы писателя, но и многое подсказали ему. Целую серию комедий Мариво посвятил «сюрпризам», «нечаянностям» любви, определяя этот жанр как любовно-психологические комедии.
Мариво написал несколько романов («Фарзамон, или Новый Дон-Кихот» (1712), «Удивительные действия симпатии», «Телемах наизнанку» (1736)) и повестей («Карета, застрявшая в грязи» (1714)) и др. Его имя дало понятие мариводажа, то есть изысканного и даже вычурного галантного стиля.
В декабре 1742 года Мариво вошел в число сорока «бессмертных» – его выбрали во Французскую академию. Став академиком, Мариво не мог уже писать для итальянской труппы. В 40–50-е годы его творческая активность заметно снижается. Когда он умер, всего несколько газет поместили предельно скупые сообщения о кончине писателя. Могила его так и затерялась.