Мария Фугенфирова, «Аkadem.info»
Леонора и
Манрико очень любили друг друга, но
волей жестокой судьбы и
интриг они погибли под аккомпанемент оперы Верди в
постановке театра Ла
Скала... Страсти, развернувшиеся на
сцене «Глобуса» с
22
по
24
сентября, играли 150 марионеток и
12
кукловодов гастролирующей миланской труппы «Карло Колла и
сыновья». Играли так, что зрители забыли о
маленьком росте «актеров», да
и
вообще
— что это действительно куклы. Корреспондент Academ.info побывала на
спектакле «Трубадур», а
также на
самой сцене во
время монтажа декораций
— чтобы узнать, какие
же тайны хранят загадочные миланские марионетки.
Знаменитый на весь мир театр «Карло Колла» существует уже 150 лет, за это время он стал символом Милана. В его репертуаре более 300 спектаклей, а в Новосибирск труппа привезла один из лучших — «Трубадур», кукольный вариант оперы Джузеппе Верди.
Но секрет старейшего театра в перспективе — с ее помощью марионетки в 80 сантиметров высотой действительно кажутся ростом — в обычный человеческий. Здесь, конечно, играет не только перспектива, но и сами артисты. Как считают в «Карло колла и сыновья», кукловоды — это всего лишь инструмент, а сами марионетки — настоящие артисты со своими характерами, звездными ролями и капризами. Секрет кукол — еще и в том, что он передается по наследству — нынешний директор театра, Эудженио Монти Колла, — правнук основателя.
«Я, как и мой кузен Карло, вырос буквально на сцене среди кукол. После школы мы всегда шли в театр, — рассказывает Эудженио, — Театр „Карло Колла“ всегда завораживал иностранцев, приезжающих в Милан. Для нас марионетка — виртуальный актер, который может любые чувства, ощущения, любую историю. Это физическая сущность плюс философия. Марионетка — некий символ, который и не должен копировать человеческие движения, поэтому они немного механические. Это намек на движения, некая метафора, которую взрослый человек поймет иначе, чем ребенок. Театр марионеток — не элитарный! Он народный, доступный для зрителя. Каждый может понять его по-своему, в зависимости от возраста и образования. Но одно точно — это игра фантазий, иллюзий, в которой есть своя поэтика».
С того момента, как Эудженио руководит театром, он решил установить специальные лаборатории, наподобие мастерских XIV века, в которых изготавливались куклы. Актеры-кукольники делают все сами: от кукол до декораций и света. Это очень кропотливая работа — это можно понять, вблизи рассмотрев хотя бы одну куклу, а их в постановке «Трубадура» — 150. Каждая — словно настоящий мини-актер: детально прорисованное лицо, шикарные волосы и одежда, драгоценности.
Вот сейчас, за день до премьеры в Новосибирске, труппа театра как будто уговаривает марионеток играть, что-то доделывает, спорит со светооператором. Один из артистов, по совместительству менеджер группы, Пьеро Корбелла забрался на кукольный мост, чтобы показать изнутри, как работает кукловод. Его Манрико делает один театральный выпад рукой, в то время как Пьеро ловко проделывает семь. Сколько при простой ходьбе персонажа при эмоциональной речи — уже не сосчитать. «Я трогаю за ниточки — чувствую себя, словно музыкант, который играет на струнном инструменте», — признается Пьеро.
«Раньше кукольные театры выполняли роль масс-медиа, — продолжает директор, — Через свои спектакли они доносили до жителей новости. В XIX веке театр пытался образовывать, приобщать людей к культуре. В то время школ для народа не существовало. Такую роль играли кукольные спектакли, поставленные по великим литературным произведениям. Марионетки могут говорить и о современных проблемах. Вот у нас есть пьеса, где использованы диалоги с чиновниками, которые много чего обещают и не делают — людям это близко. Но прежде всего в спектакле важна поэтика взаимоотношений человека и марионетки. Это не просто куклы, которых дергаем за ниточки — как в спектаклях для детей трех лет. В Древнем Египте вообще был религиозный культ, связанный с марионетками.
Это очень сложные необычные существа. Все наши марионетки сделаны вручную. Они отличаются характером, деревом, весом, с этим всем кукольник должен считаться, когда оживляет. Куклы не остаются всю жизнь одним и тем же героем, можем переделать под другого. И вот еще секрет — одного персонажа могут играть несколько кукол — нет времени переодевать. И все равно у каждого свои требования — при вроде бы одинаковом лице и фигуре цвет волос иногда не подходит, ведет он себя тоже по-другому».
На сцене «Глобуса» куклы появляются впервые, и во время и после спектакля кажется, что ты в Италии с пятивековой историей кукольного театра. Конечно, главный секрет «Карло Колла» — в воздействии на зрителя.
Такую сложную драматическую историю, как сюжет «Трубадура», трудно играть и профессиональным артистам, а здесь оттенки чувств, горечь, тщеславие, любовь должны играть маленькие марионетки. Эмоциональная итальянская речь, дивные голоса «Ла Скала», блестящие глаза (на самом деле сделаны из стекла) — кажется, будто они и правда живые.
Зрители перебираются со стульев на ступеньки, чтобы лучше рассмотреть действие, потрясающее своей искренностью и механичностью, надрывом и карикатурностью эмоций одновременно. Определенно, волшебство голоса Марии Каллас, танцев в середине спектакля, ужасающим сюжетом, сказочным освещением делают свое дело — зритель действительно очаровывается.
В финале, после трагической смерти Леоноры, Манрико и цыганки, занавес стремительно падает — и нам остается только догадываться, что дальше. Также стремительно его поднимают — и на сцене, сидя в трех ровных рядах, оказывается труппа «Карло Колла и сыновья» — в простой рабочей одежде, улыбающиеся и счастливые, разыгравшие здесь в Новосибирске совсем не марионеточные страсти.