Учитель танцев
28
мая вторник
18:30
7
июня пятница
18:30
Спасите Леньку!
28
мая вторник
14:00, 18:30
9
июня воскресенье
18:00
Собаки
29
мая среда
18:30
Премьера
Премьера
29 мая 18:30 · среда
Собаки
12+
Большая сцена Константин Сергиенко
12+
Братишки
30
мая четверг
18:30
8
июня суббота
18:00
30 мая 18:30 · четверг
8 июня 18:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Алиса в стране чудес
31
мая пятница
18:30
1
июня суббота
11:00, 14:00
31 мая 18:30 · пятница
1 июня 11:00, 14:00 · суббота
Алиса в стране чудес
6+
Большая сцена мюзикл для нашей семьи Глеб Матвейчук
6+
Денискины рассказы
2
июня воскресенье
14:00
4
июня вторник
11:00
Евгений Онегин
5
июня среда
18:30
5 июня 18:30 · среда
Евгений Онегин
12+
Большая сцена история любви Александр Пушкин
12+
Софичка
6
июня четверг
18:30
6 июня 18:30 · четверг
Софичка
12+
Большая сцена рассказ о любви, верности и прощении Фазиль Искандер
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+
Кот в сапогах
7
июня пятница
14:00
7 июня 14:00 · пятница
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Отель двух миров
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+

Гастроли итальянского театра «Карло Колла и сыновья»: не кукольная трагедия

26 Сентября 2011
Мария Фугенфирова, «Аkadem.info»

Леонора и Манрико очень любили друг друга, но волей жестокой судьбы и интриг они погибли под аккомпанемент оперы Верди в постановке театра Ла Скала... Страсти, развернувшиеся на сцене «Глобуса» с 22 по 24 сентября, играли 150 марионеток и 12 кукловодов гастролирующей миланской труппы «Карло Колла и сыновья». Играли так, что зрители забыли о маленьком росте «актеров», да и вообще — что это действительно куклы. Корреспондент Academ.info побывала на спектакле «Трубадур», а также на самой сцене во время монтажа декораций — чтобы узнать, какие же тайны хранят загадочные миланские марионетки.

Знаменитый на весь мир театр «Карло Колла» существует уже 150 лет, за это время он стал символом Милана. В его репертуаре более 300 спектаклей, а в Новосибирск труппа привезла один из лучших — «Трубадур», кукольный вариант оперы Джузеппе Верди.

Но секрет старейшего театра в перспективе — с ее помощью марионетки в 80 сантиметров высотой действительно кажутся ростом — в обычный человеческий. Здесь, конечно, играет не только перспектива, но и сами артисты. Как считают в «Карло колла и сыновья», кукловоды — это всего лишь инструмент, а сами марионетки — настоящие артисты со своими характерами, звездными ролями и капризами. Секрет кукол — еще и в том, что он передается по наследству — нынешний директор театра, Эудженио Монти Колла, — правнук основателя.

«Я, как и мой кузен Карло, вырос буквально на сцене среди кукол. После школы мы всегда шли в театр, — рассказывает Эудженио, — Театр „Карло Колла“ всегда завораживал иностранцев, приезжающих в Милан. Для нас марионетка — виртуальный актер, который может любые чувства, ощущения, любую историю. Это физическая сущность плюс философия. Марионетка — некий символ, который и не должен копировать человеческие движения, поэтому они немного механические. Это намек на движения, некая метафора, которую взрослый человек поймет иначе, чем ребенок. Театр марионеток — не элитарный! Он народный, доступный для зрителя. Каждый может понять его по-своему, в зависимости от возраста и образования. Но одно точно — это игра фантазий, иллюзий, в которой есть своя поэтика».

С того момента, как Эудженио руководит театром, он решил установить специальные лаборатории, наподобие мастерских XIV века, в которых изготавливались куклы. Актеры-кукольники делают все сами: от кукол до декораций и света. Это очень кропотливая работа — это можно понять, вблизи рассмотрев хотя бы одну куклу, а их в постановке «Трубадура» — 150. Каждая — словно настоящий мини-актер: детально прорисованное лицо, шикарные волосы и одежда, драгоценности.

Вот сейчас, за день до премьеры в Новосибирске, труппа театра как будто уговаривает марионеток играть, что-то доделывает, спорит со светооператором. Один из артистов, по совместительству менеджер группы, Пьеро Корбелла забрался на кукольный мост, чтобы показать изнутри, как работает кукловод. Его Манрико делает один театральный выпад рукой, в то время как Пьеро ловко проделывает семь. Сколько при простой ходьбе персонажа при эмоциональной речи — уже не сосчитать. «Я трогаю за ниточки — чувствую себя, словно музыкант, который играет на струнном инструменте», — признается Пьеро.

«Раньше кукольные театры выполняли роль масс-медиа, — продолжает директор, — Через свои спектакли они доносили до жителей новости. В XIX веке театр пытался образовывать, приобщать людей к культуре. В то время школ для народа не существовало. Такую роль играли кукольные спектакли, поставленные по великим литературным произведениям. Марионетки могут говорить и о современных проблемах. Вот у нас есть пьеса, где использованы диалоги с чиновниками, которые много чего обещают и не делают — людям это близко. Но прежде всего в спектакле важна поэтика взаимоотношений человека и марионетки. Это не просто куклы, которых дергаем за ниточки — как в спектаклях для детей трех лет. В Древнем Египте вообще был религиозный культ, связанный с марионетками.

Это очень сложные необычные существа. Все наши марионетки сделаны вручную. Они отличаются характером, деревом, весом, с этим всем кукольник должен считаться, когда оживляет. Куклы не остаются всю жизнь одним и тем же героем, можем переделать под другого. И вот еще секрет — одного персонажа могут играть несколько кукол — нет времени переодевать. И все равно у каждого свои требования — при вроде бы одинаковом лице и фигуре цвет волос иногда не подходит, ведет он себя тоже по-другому».

На сцене «Глобуса» куклы появляются впервые, и во время и после спектакля кажется, что ты в Италии с пятивековой историей кукольного театра. Конечно, главный секрет «Карло Колла» — в воздействии на зрителя.

Такую сложную драматическую историю, как сюжет «Трубадура», трудно играть и профессиональным артистам, а здесь оттенки чувств, горечь, тщеславие, любовь должны играть маленькие марионетки. Эмоциональная итальянская речь, дивные голоса «Ла Скала», блестящие глаза (на самом деле сделаны из стекла) — кажется, будто они и правда живые.

Зрители перебираются со стульев на ступеньки, чтобы лучше рассмотреть действие, потрясающее своей искренностью и механичностью, надрывом и карикатурностью эмоций одновременно. Определенно, волшебство голоса Марии Каллас, танцев в середине спектакля, ужасающим сюжетом, сказочным освещением делают свое дело — зритель действительно очаровывается.

В финале, после трагической смерти Леоноры, Манрико и цыганки, занавес стремительно падает — и нам остается только догадываться, что дальше. Также стремительно его поднимают — и на сцене, сидя в трех ровных рядах, оказывается труппа «Карло Колла и сыновья» — в простой рабочей одежде, улыбающиеся и счастливые, разыгравшие здесь в Новосибирске совсем не марионеточные страсти.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272