Марина Шабанова, «Ведомости»
Летом этого года в
Новосибирске появилась ещё одна сценическая площадка для Городского театра кукол. И
всё-таки театральных постановок для детей явно не
хватает.
Кто формирует вкусы маленьких зрителей, как разрешить проблему с билетами на детские спектакли и что нового приготовили в этом сезоне новосибирские театры для детей и юношества — об этом говорили в пресс-центре ГТРК «Встречи на Вертковской» руководители трёх новосибирских театров — НГАДТ «Красный факел», НАМТ «Глобус» и Новосибирского городского театра кукол.
В Новосибирске, позиционирующем себя как один из ведущих административных и культурных центров Сибири, катастрофически не хватает зрелищных предприятий. Тем более, что касается театров для детей.
— В нашем городе проживает сегодня 100 тысяч детей в возрасте от 3 до 10 лет. Областной театр кукол, который поделился с нами репертуаром и актёрским составом, принимает в год 50 тысяч человек. Эту цифру нужно разделить пополам, потому что наши зрители приходят с родителями. Многие не раз, и не два. Иными словами, только каждый десятый ребёнок имеет возможность посмотреть наши спектакли. Поэтому мы так срочно организовались. В августе у нас уже была премьера «Лиса и медведь». Показываем мы и спектакли, давно полюбившиеся зрителю на сцене областного театра кукол, рассчитанные на самую юную аудиторию — от двух до пяти лет, — рассказал директор городского театра кукол Александр Эльмусов.
Ребёнку, в первый раз пришедшему на спектакль, важно увидеть уже что-то знакомое, утверждает директор молодёжного театра «Глобус» Татьяна Людмилина. Так в репертуаре театра появляются спектакли, ориентированные на определённый возраст: «Зайка-зазнайка», «Терем-теремок» — для самых маленьких, дальше — «Незнайка-путешественник», «Малыш и Карлсон», «Аленький цветочек», и, наконец, рассчитанные на самую сложную аудиторию — подростков — «Каштанка», мюзикл «Том Сойер», «НЭП» и премьера этого сезона «Муми-тролль и комета».
— Мы должны ориентироваться на интересы зрителей. Но существует ещё одна проблема — это спектакли для тинейджеров, зрителей подросткового возраста. Они ещё формируются, но испытывают внутренние противоречия, замкнутость. Их нельзя оставлять без внимания, потому что совсем скоро они будут формировать общество, — говорит Татьяна Николаевна. — Понятно, что не приходится надеяться на то, что подростки пойдут смотреть «Педагогическую поэму» в классическом варианте. Поэтому стоило облечь её в особую современную форму подачи, а затем уже пропагандировать добро, дружбу, порядочность — те идеалы, которые мы и должны воспитывать. В итоге этот мюзикл идёт на нашей сцене уже пять лет«.
Если говорить о количестве постановок, то для драматического театра «Красный факел», рассчитанного на взрослого зрителя, одна новая постановка для детей в год плюс к уже существующей, — это нормально и укладывается в рамки государственного заказа. «Мы работаем на взрослую публику, но при этом стараемся, чтобы зритель проторил дорожку в наш театр с малых лет, — говорит директор театра Александр Кулябин. — Сейчас уже идут репетиции „КонькаГорбунка“, над которым работает московский режиссёр Николай Горбунов. Детям, как известно, всё самое лучшее — лучшие костюмы, лучшие творческие силы. В роли Царя в этой сказке играет народный артист России Игорь Белозёров, а Конька-Горбунка — ведущий актёр театра Константин Телегин».
Выходить на сцену в детском спектакле, признаются специалисты, сложнее и ответственнее, чем во взрослом. Там невозможно слукавить — детскую душу ведь не обманешь. Да и войти в образ не человека, а сказочного героя, существа со своей историей — тоже непросто.
Есть и финансовая сторона вопроса. Детский спектакль при меньшей окупаемости (цены на билеты не превышают 250 рублей) требует существенных затрат — большого количества занятых актёров, ярких костюмов и специальных зрелищных эффектов. «Сейчас много говорится об автономных учреждениях культуры. Мы существуем в этой форме не первый год, — говорит Татьяна Людмилина. — Это большой прорыв вперёд и подспорье театрам. Государство по-прежнему финансирует нас для оказания услуг населению, а мы при этом имеем возможность создать условия для творчества в таком скоротечном и сиюминутном деле, как рождение театрального спектакля».
Приобрести билеты на детские спектакли сегодня можно не только в кассах, у распространителей и в отдалённых пунктах продаж, но и по пластиковым карточкам, с помощью Интернета и электронной почты. А вот чтобы попасть в областной театр кукол, придётся отстоять живую очередь в кассу за месяц-два до спектакля.
На вопрос о постановке-мечте каждый из руководителей театров нашёл, что сказать.
«Нам очень не хватало в репертуаре спектакля для юношества и молодёжи — лирической, светлой, основанной на классическом серьёзном произведении, с любовной историей, — сказала Татьяна Людмилина. — И вот в мае мы выпускаем специально для нас написанный мюзикл „Алые паруса“». Директор «Красного факела» признался, что любимый им «Конёк-Горбунок», который зритель увидит уже скоро — к Новому году, он мечтал поставить давно. Сам Александр Прокопьевич, больше двадцати лет проработавший актёром, начинал когда-то с роли Ивана-дурака в этой сказке. А вот мечта директора городского театра кукол — поставить «Синюю птицу» Метерлинка — ещё далека от исполнения. «В своё время Станиславский поставил эту пьесу на сцене МХАТа, спектакль имел огромный успех. Территориально мы находимся сейчас на площади имени Станиславского (ул. Станиславского, 12). И это символично, возможно, когда-нибудь и у нас будет своя „Синяя птица“», — выказал надежду Александр Эльмусов.
Коллеги пожелали новому театру всесторонней поддержки, скорейшего обретения постоянного помещения и творческих успехов. Мы присоединяемся к сказанному и обещаем в скором времени рассказать о новом театре подробнее.