Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+
Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Страсти по «Вишневому саду», или Герой нашего времени

4 Сентября 2003
Людмила Смирнова, «Новосибирские новости»

Московский режиссер Игорь Лысов поставил на сцене нашего «Глобуса» спектакль по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Казалось бы, что тут может быть неожиданного? Это — классика и, как ни крути, классикой останется. Однако каждый художник имеет право на собственное прочтение творений великих писателей и драматургов, вот Лысов и прочел чеховскую пьесу совсем по—новому.

Достаточно сказать, что главным героем «Вишневого сада» стал Лопахин, а не Раневская или, скажем, Петя Трофимов, чтобы понять, что режиссер ушел от стереотипов и «притянул» пьесу к сегодняшнему дню. Обычно все, что происходит в пьесах Чехова, воспринимается как «дела давно минувших дней», и в лучшем случае зритель смотрит такой классический спектакль как иллюстрацию к школьной программе. Новая же трактовка «Вишневого сада» дает возможность испытать сопричастность к судьбам чеховских персонажей, которые, оказывается, ничем не отличаются в своих чувствах и поступках от нас сегодняшних.

Не скрою, меня эмоционально потряс спектакль и заставил размышлять о своем, о наболевшем. Что же до трансформации, которую претерпели знакомые со школьной скамьи персонажи, то, надо думать, и Раневская с ее «ахами» и вздохами, и Петя с его пламенной речью трибуна, зовущего в никуда, сегодня не более чем анахронизм. Тот, за кем будущее, и кого можно назвать героем нашего времени, конечно, Лопахин. Именно он делает дело и не распускает нюни, хотя только он среди всей этой «честной компании» и способен чувствовать сильно и искренне. Лопахин страстно пытается спасти Раневскую, храня в душе благодарность к милой женщине, приласкавшей его в детстве. За одно лишь доброе слово он готов отдать «вечному студенту» Пете Трофимову сорок тысяч рублей — просто так, потому что у него они есть. Так чем же он, простите, плох? И сам Чехов написал его именно таким — нужно лишь вчитаться в текст пьесы. А Петя Трофимов, которым нас учили восхищаться в школе, всего лишь болтун, который даже выучиться чему—то толком не может. Не зря же Чехов сделал из него «вечного студента», который вот уже пятнадцать лет все на лекции к профессорам ходит, а толку нет, кроме того, что он готов часами разглагольствовать на любую тему. Этот Петя, которого в спектакле Лысова мы видим смешным и жалким, почти карикатурным человечком, ничего умного и впрямь сказать не может. «Мы выше любви!» — восклицает он. Красиво звучит это лишь на первый взгляд, а если вдуматься, то большей глупости и быть не может. 
Да и Раневская от него недалеко ушла в своих пустых и фальшивых монологах. Режиссер сознательно снимает пафос кульминационной речи Раневской тем, что выводит на сцену девочку—подростка, которая во время тирады Раневской звучным пионерским голосом читает стихи. «Ходульные» мысли и чувства героини (ее в спектаклях по пьесе Чехова «Вишневый сад» всегда играли красивые женщины, вышибавшие слезу из зрителя сочувствием к своей персоне) на сей раз нашли адекватное воплощение. Время стало жестче и, если хотите, циничней. Ну а чувства истинные сегодня на вес золота. Потому и актриса, играющая Раневскую (Ольга Цинк), вынуждена отдать пальму первенства актеру, играющему Лопахина. Вот он—то — Евгений Миллер — и разбередит вам душу своими пылкими речами. И здесь пришла пора заметить, что в «Глобусе» зажглась и засияла новая «звезда» — актер Евгений Миллер. Зрители знают его по Фигаро в «Женитьбе Фигаро» и по другим ролям, но роль Лопахина в «Вишневом саде» показала и его мощный потенциал, и то, что он способен делать на сцене уже сегодня, — а это немало. Энергетика Миллера столь сильна, что отсутствие актера на сцене тут же ощущается — хочется, чтобы вышел поскорее и внес свою лепту в действие. Без него как—то пусто. Но ведь это не противоречит тому, что написано у Чехова. Надо лишь внимательней вчитаться! А если недосуг, так найдите время на посещение театра. «Вишневый сад» в постановке Игоря Лысова обязательно встряхнет вас эмоционально и даст возможность поразмышлять о сегодняшнем дне (а это всегда полезно).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272