Ревизор
14
мая вторник
18:30
14 мая 18:30 · вторник
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
14
мая вторник
14:00, 18:30
14 мая 14:00, 18:30 · вторник
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Всем кого касается
15
мая среда
18:30
16
мая четверг
14:00
Каштанка
15
мая среда
18:30
15 мая 18:30 · среда
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Игроки
16
мая четверг
18:30
16 мая 18:30 · четверг
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Собаки
17
мая пятница
14:00, 18:30
17 мая 14:00, 18:30 · пятница
Собаки
12+
Большая сцена по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг»
12+
Горе от ума
17
мая пятница
18:30
Премьера
Премьера
17 мая 18:30 · пятница
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Счастливый неудачник
18
мая суббота
14:00, 18:00
18 мая 14:00, 18:00 · суббота
Счастливый неудачник
12+
Большая сцена полувероятная история Вадим Шефнер
12+
Генерал и его семья
18
мая суббота
18:00
18 мая 18:00 · суббота
Генерал и его семья
18+
Малая сцена Тимур Кибиров
18+
Отрочество
19
мая воскресенье
14:00, 18:00
19 мая 14:00, 18:00 · воскресенье
Отрочество
12+
Большая сцена по мотивам повести Льва Толстого Ярослава Пулинович
12+
Лес
20
мая понедельник
18:30
20 мая 18:30 · понедельник
Лес
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Звездный час по местному времени
21
мая вторник
18:30
Золушка
22
мая среда
18:30
22 мая 18:30 · среда
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
22
мая среда
14:00, 18:30
22 мая 14:00, 18:30 · среда
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Отель двух миров
23
мая четверг
18:30
23 мая 18:30 · четверг
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Поллианна
24
мая пятница
16:00
24 мая 16:00 · пятница
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
24
мая пятница
18:30
25
мая суббота
18:00
24 мая 18:30 · пятница
25 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Робин Гуд
25
мая суббота
18:00
26
мая воскресенье
15:00
25 мая 18:00 · суббота
26 мая 15:00 · воскресенье
Робин Гуд
12+
Большая сцена мюзикл Евгений Загот, Ольга Никифорова, Константин Арсенев
12+
Вишневые мартинсы
26
мая воскресенье
18:00
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

Секс на панцирной сетке

19 Февраля 2014
Яна Колесинская, «Сибнет»

Сегодняшний «Осенний марафон» — это коллективный портрет социума, где хищные женщины выдают за любовь инстинкт иметь, обладать и пользоваться.

У него есть якобы страдающая от непонимания и одиночества жена Нина. Еще у него есть якобы нежное существо в виде любовницы Аллочки. Он бегает от одной к другой, попутно заскакивая в койку к трепетной и трепещущей коллеге Варваре. Узнаете старого доброго знакомца Бузыкина? С трудом. У нынешнего горя-плейбоя, в отличие от знаменитого предшественника, все построено на рефлексах и привычках. А его партнерши только изображают любовь, которой тут и не ночевало.

В новосибирском молодежном театре «Глобус» московский режиссер Лариса Александрова поставила «Осенний марафон» по пьесе Александра Володина. Получилась история о том, как в ритмах современной жизни, бессмысленных и беспощадных, человек теряет собственное лицо и становится шестеренкой одного бездушного механизма. Чем быстрее вращаются шестеренки, тем больше они отшлифовываются и становятся похожими друг для друга. Для чего работает механизм, неизвестно.

В сценографии Анастасии Григорьевой все отдает металлическим скрежетом — что подвальные клетки офисов и квартир, откуда не вырваться, негде взять разбег, что металлические секции, которыми обычно огорожены заброшенные пространства. Или забаррикадированы отжившие танцплощадки, где раньше танцевали вальс, а сейчас (из)вращаются в одиночных композициях. Железяки превращаются в панцирную сетку так и не застеленной кровати, на которой Бузыкин с Аллочкой совершают интенсивные телодвижения, после чего симулируют счастливую усталость.

Впрочем, нет. Персонажи спектакля — никакие не шестеренки. Они — вампиры, сосущие друг из друга последние жизненные соки. Каждый предъявляет на другого право собственности, бесцеремонно вторгаясь, врываясь, ввинчиваясь в чужое интимное поле. Каждый пользуется ближним, как вещью, предназначение у которой одно — удовлетворять потребности. Худосочная любовница Аллочка прытко заскакивает к Бузыкину на колени, обвивает его собою, как змея, опутывает вязальными нитками, которые еще чуть-чуть — и превратятся в удавку. Декларирующая тоску по доброте и ласке жена обнимает так, будто собирается придушить. Обе отлично владеют искусством манипуляции. «Мое время истекло?» — говорит одна таким тоном, что хочешь — не хочешь, а останешься. «Я никому не нужна», — проникновенно всхлипывает другая, отчего сразу чувствуешь себя виноватым. Сослуживица Варвара присваивает его профессиональные, а заодно и интимные услуги, а потом открыто ликует, заняв его место, в котором она, одинокая женщина, нуждается гораздо больше. В отсутствие Бузыкина все эти женщины спят с тем, кто подвернется — а как же, от обиды на Бузыкина и не на такое пойдешь.

Какого ж черта они вцепились именно в него? Наверное потому, что безотказен. Бузыкин — вечный должник, отдающий якобы долги только потому, что у него берут. Берут у него хамовато, насильно, против воли, да и нет у него никакой воли. В этой свистопляске у Бузыкина проскальзывают какие-то намеки на творческие порывы, но увы, только намеки. Всю жизнь приходится читать чужие стихи без поэзии и ходить в чужой лес без грибов. Своих стихов нет, свой лес не найден.

Окружение Бузыкина ему под стать. Вокруг — сплошные фрики, прикидывающиеся студентами. С ними у Бузыкина нет вообще никакого контакта, зато молодежь тут как тут, едва Бузыкин попадает в драку. Особенно хороша бесполая особа с косматыми волосами, падкая на уличные новости. С дебиловатым азартом она снимает на айфон любой мало-мальски заметный скандал, и нет у нее в жизни других интересов.

Бегают, бегают, бегают эти недоумки цепочкой, под свою техно-музычку, с наушниками и плеером, по не ими выбранной траектории, увлекают за собой Бузыкина, который хотел бы, да не умеет двигаться против ветра. И вдруг он оказывается отдельно, в центре танцпола, как солист. Человек с пустой коробкой на голове совершает свой индивидуальный судорожно-конвульсивный танец и, кажется, вот-вот рухнет от изнеможения...

Время глубоких отношений прошло. Время пусть неудачных, но любовей, время пусть неплодотворных, но дружб осталось где-то за поворотом. Его сменило время утраченных связей. Между членами социума распределены те же функциональные роли, что и раньше: муж-жена, любовник-любовница, коллеги, соседи, — но действия совершаются механически, как у зомби, а чувства всего лишь обозначаются. Хотим мы того или нет, но схема в глобусовском спектакле нарисована точно. Пусть не картина, а всего лишь схема.

Между фильмом Георгия Данелии и спектаклем Ларисы Александровой лежит пропасть. Пропасть лежит потому, что это произведения о совершенно разных эпохах, на каждом из которых чувствуется ее дуновение. В первом случае это легкое дыхание неосуществленной мечты о гармонии отношений. Во втором — тяжелая одышка от галопа на месте, когда не можешь остановиться, сойти с дистанции и всмотреться в родное лицо. Да и где оно, родное лицо?

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272