Инна Меружанова, «В мире игр»
В
каком таком сне Колода карт может предстать женщиной? Во
сне театральном, который иначе называют спектаклем. Заслуженный артист России, главный режиссер театра «Глобус» Александр Галибин, поставивший «Игроков» Гоголя на
малой сцене театра, назвал Колоду женским именем
— Аделаида Ивановна. Больше всего в
этой героине, конечно, от
дамы пик. Но
то
недоступная, то
готовая отдаться любому прекрасная Аделаида, которую с
блеском играет актриса Ирина Савицкова,
— стала олицетворением игры вообще. Она переменчива, холодна, расчетлива и
капризна одновременно.
Карты в спектакле, во множестве рассыпанные по столу и полу, взлетают веером из тумбы и как бы сами собой складываются в карточные домики — благодаря известному создателю иллюзионных эффектов Роману Цителашвили (он из Москвы). Все они крапленые по определению. И Гоголь, через режиссера-медиума общаясь с нами, будто предупреждает: «Не верь Игре, не верь Судьбе, не верь Колоде карт...»
В спектакле заняты великолепные актеры: заслуженные артисты России Александр Варавин, Николай Александров, Юрий Соломеин, а также Артур Симонян, Илья Паньков, Евгений Миллер, Владимир Алексейцев... Их игра гротескна и осязаема, как крап на атласных листках картона. Шулеры и пройдохи на глазах у публики дурачат главного героя — Ихарева, которого воплотил на сцене Сергей Мурашкин. Для зрительного зала — они убедительны. Но и для своей жертвы, которая верит в честность партнерства, — тоже!
Играют все параллельно: герои — по сюжету, артисты — на сцене, режиссер — с гоголевским текстом и со зрителем. Музыка Романа Столяра уводит к пределам осознанного, и в общий шабаш включаются еще и музыкальные инструменты. Почему бы им не подать голос, если заговорила даже Колода карт?
Играют все, но проигрывает только главный герой. И проигрыш его даже не в деньгах. Он теряет веру в людей...
Многие режиссеры побаиваются ставить Гоголя, намекая за кулисами на некую потустороннюю силу, вмешивающуюся в ход их жизни, после того как наследию Великого Магистра литературы брошен вызов. Но Галибин не побоялся! И чертовщина вылезает только там, где он ей это позволяет. На сцене угар: фигуры игроков отбрасывают зловещие тени, дрожит пламя свечей, от заигрывания с Фатумом и потусторонним миром у людей кружится голова...