Нонна Кротова, «Комсомольская правда»
«В поисках педагогических работников я дошел было до полного отчаяния: никто не хотел посвятить себя воспитанию нового человека в нашем лесу — все боялись „босяков“, и никто не верил, что наша затея окончится добром». (Из «Педагогической поэмы».)
— Сразу поднимайтесь на сцену, — говорят каждому претенденту, как только он заходит в зал.
Вот она — мечта! Не хватает только софитов, декораций и рукоплещущего зрительного зала. Пока вместо этого — жюри и мягкий голос режиссера Алексея Крикливого:
— Давайте будем петь.
Кастинг на роли второго плана и в хор первого сибирского мюзикла был объявлен заранее. В назначенные день и час в фойе музыкального колледжа томились ожиданием около полусотни молодых талантов.
— Мне самому интересно, кто к нам придет, — сказал накануне известный дирижер Алексей Людмилин. — Такой проект затевается в Новосибирскевпервые, и подобный кастинг тоже в новинку.
Пришли и профессионалы, и любители: рядом с выпускниками и студентами консерватории, театрального училища, эстрадного и вокального отделений музыкального колледжа — школьник, учитель иностранного языка, студентка НГТУ...
— Сначала споем, затем почитаем и потанцуем, — говорит режиссер каждому, кто поднимается на сцену, независимо от образования.
«Нету у вас этого самого вот... огня, знаешь, такого — революционного. Штаны у вас навыпуск!» (Из «Педагогической поэмы».)
— О, наконец-то парень пришел! — радуется жюри. — А то все девушки и девушки.
Александр поднимается на сцену и сходу заявляет:
— Начать я должен с признания. Эти ботинки я практически украл!..
— А кроме Зощенко у вас что-нибудь есть? — спрашивают его, когда монолог окончен. — Прочитайте басню или детский стишок, что-нибудь характерное. Не помните? Ну тогда расскажите анекдот. А теперь представьте, что вы живете в 30-х годах и выступаете на митинге...
— А у вас, девушка, что? Басня «Мартышка и очки»? Расскажите ее нам как сплетню. А теперь так, как будто вы работаете в фирме по продаже очков. Очки китайские, стоят дорого, и вам нужно уговорить нас их купить.
Девушки, закатывая глаза, читают Ахматову и Цветаеву, а затем им приходится скидывать туфли на каблуках и выдавать импровизированный танец под блатное «умца-умца». Но самое главное для мюзикла — голос и слух.
— Что будем петь?
— Песню.
Особой популярностью почему-то пользуются русская народная «Ой, то не вечер...», сентиментальная «Алешкина любовь» и «Эй, моряк, ты слишком долго плавал».
Худенький школьник, весь в белом, выдает свою песню неожиданно чисто и классно, а яркая девушка так мучительно ищет верную интонацию, что спустя три минуты ей говорят:
— Все, спасибо.
«Это было время Врангеля и польской войны. Но мы в нашем лесу, подперев голову руками, старались забыть о громах великих событий и читали педагогические книги». (Из «Педагогической поэмы».)
— Вы заметили, что сейчас возвращается мода на ретро? — спрашивает меня композитор Елена Сибиркина. — Даже наша сборная на открытии Олимпиады в Афинах шла в костюмах, стилизованных под прошлый век. Вот и мы почувствовали, что история о беспризорниках времен НЭПа будет сейчас актуальной. Есть потребность в добром сюжете с хорошим концом.
Пятнадцать человек из числа претендентов со вчерашнего дня ходят на репетиции и пытаются стать частью этого сюжета. Каждый из них мечтает быть солистом, но пока их скромно называют хором. Впрочем, шансы получить роль второго плана у них есть. Что касается главных ролей, на них уже утверждены ведущие актеры «Глобуса». Кстати, в партии Антона Семеновича Макаренко выступят заслуженный артист России ЕвгенийВаженин и Александр Польков.
«Самое главное, это не какая-нибудь там колония малолетних преступников, а, понимаешь, социальное воспитание. Нам нужен такой человек... наш человек! Ты его сделай». (А. С. Макаренко.)