Максим Дунаевский: «Люди идут на мюзикл, потому что он легок для восприятия»
С 1 по 11 октября 2021 года в Новосибирске проходит Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра». Телеканал «Продвижение» является главным информационным партнером мероприятия. Ежедневно в специальном проекте «Место действия. Театр» канал рассказывает о номинантах премии, академиках и участниках этого значимого события в мире театрального искусства. Героем первого выпуска стал народный артист России, президент фестиваля «Музыкальное сердце театра» Максим Дунаевский. Предлагаем вашему вниманию «прямую речь» композитора.
О знакомстве с жанром мюзикла
Познакомился я с этим жанром в пять лет, когда мой отец Исаак Осипович Дунаевский принес домой пластинки оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Это было выдающееся в истории музыки произведение, положившее начало жанру мюзикла. Вот именно тогда я на всю жизнь с жанром сросся в любовном экстазе. На Бродвее существовал мюзикл в другом виде — как переделанные на американский манер европейские оперетты, что и послужило первому названию «мюзикл». То есть «музыкальный», в нем ничего больше не заложено. Можно сказать, что первое настоящее авторское произведение в жанре мюзикла как такового — это именно «Порги и Бесс».
О разнице оперетты, мюзикла и оперы
Оперетта всегда отличалась легкостью и непринужденностью сюжета. В то время это можно было назвать попсой. Поэтому это и стало легким жанром. Мюзикл, который родился из оперетты и сейчас идет как бы в параллель с ней, совершенствовал ее серьезностью замыслов, литературных идей и сюжетов. Но это не означает, что мюзикл должен быть трудным для восприятия. Меня тревожит, что сегодня молодые композиторы путают жанры, работают с мюзиклом как с оперой. Это не правильно. Люди идут на мюзикл, потому что он легок для восприятия: красивые мелодии; красивое пение, отличающееся от оперного, ведь это в основном делают поющие актеры.
О мюзикле в России
У русского мюзикла есть свой путь, как и в других странах. Французский тяготеет к французскому шансону, песне, эстраде. Испанский мюзикл — глубоко фольклорный. В Германии это больше песенные шоу на основе немецкой музыки.
Российский мюзикл пошел по совершенно правильному пути — он очень пронизан литературой. Начертали это наши композиторы, начал Исаак Дунаевский на нашей советской основе. Тогда это называлось опереттами. Лучшие оперетты отца — «Вольный ветер», «Золотая долина», «Белая акация» — это уже мюзиклы. Конечно, технологии развиваются. В нашей стране от простых постановок музыкальных спектаклей пришли к очень технологическим, дорогим, эффектным постановкам.
Дорогие друзья, не забывайте: 10 октября в 19.00 на сцене Государственного концертного зала имени А. М. Каца (Красный проспект, 18/1) вас ждет уникальная встреча с великим маэстро: концертная программа «Дунаевский + Дунаевский. Двойной портрет».