Яна Колесинская, «Честное слово»
«Поднимем занавес, пускай они войдут...»
— так называются «Пять вечеров», на
которых будут встречаться
те, кто творил историю театре «Глобус». На
прошлой неделе состоялся вечер первый
— «ТЮЗ 30–40-х».
Чудесной аурой обладает гостевая театра «Глобус». В ней хорошо собираться, чаевничать, общаться, не замечая, как летит время — время дня, время года ли, время многих лет. А оно летит, не спрашивая тех, кто рисует его облик. Они уже прожили целую жизнь, люди, что встретились здесь сегодня снова, много лет спустя. Среди них был один человек, который творил историю родного театра с самого первого его дня — 10 июля 1930 года.
Тогда состоялся первый спектакль ТЮЗа — «Тимошкин рудник», поставленный ленинградцами, основавшими ТЮЗ. Юная Зоя Булгакова закончила студию при театре и была принята в труппу. Но в спектакле, давшем начало истории ТЮЗа, роли она не получила. Не было там детских ролей, а при ее крохотном росте, при ее звонком грудном голоске играть любую другую роль было бы нелепо. Как она переживала тогда! Как боялась, что так и останется в театре невостребованной! Но этот эпизод был единственным в ее творческой биографии. История ТЮЗа связана прежде всего с Зой Федоровной Булгаковой — знаменитой сибирской травести (наша газета писала о ней не раз). И те, кто сегодня делился воспоминаниями с друзьями и коллегами, обращались прежде всего к Зое Федоровне: «А помните, как я вместе с вами...»
Сначала они были юными зрителями. Лилия Метелева вспоминает свое детское впечатление от спектакля «Хижина дяди Тома», в котором Булгакова играла Топси: «Я даже зажмуривала глаза, отворачивалась от сцены, так мне было страшно за Топси». Через много лет она сама играла в этом спектакле: из благодарной зрительницы выросла актриса. «Я даже подражала Зое Федоровне в жизни, — призналась она, — копировала ее походку». — «Покажи, милая», — засмеялась Зоя Федоровна, и ее младшая коллега, у которой у самой давно уже народились внучки, тут же продемонстрировала эту юношескую походку, оставшуюся с Зоей Федоровной по сей день, — стремительную, энергичную. Немного конфузясь, помогая себе приветливо-извиняющимся смехом, словно не профессиональная актриса, а застенчивая зрительница выступала перед аудиторией. Лилия Леонидовна Метелева, такая же маленькая, хрупкая, как Зоя Федоровна Булгакова, говорила: «В „Снежной королеве“, когда вы немного приболели, я играла за вас Герду», а Зоя Федоровна воспротивилась возвеличиванию своей персоны: «А потом, когда я ушла из театра, ты стала постоянно играть Герду...»
Зоя Федоровна Булгакова этой зимой отметила 85 лет. Ее младшие поклонницы, впоследствии ставшие коллегами, давно вступили в пенсионный возраст. Главное воспоминание, греющее их, — какое огромное воздействие оказывал тогда на детей волшебник ТЮЗ. В спектакле «Петушков-младший» Зоя Булгакова играла главную роль — мальчишку, который «увлекался художествами». Обеспокоенные родители звонили потом в театр, возмущались, что их чада изрисовали дома все стены, это вредный спектакль, надо его запретить. А в другом «вредном» спектакле, «Хижина дяди Тома», когда Топси бежала по проходу, спасаясь от преследователей, юные зрители кричали: «Не бойся! Мы спрячем тебя!» Потом кидали Топси цветы, их поднимали и другие актеры, и одна разгневанная пятиклассница крикнула: «Это не вам!» После спектакля она явилась к директору театра и обратилась с проникновенной речью: «Зачем вы держите в театре этого рыжего злодея?» Странный директор стал смеяться. Этот случай заменил ему десяток критических статей.
Организаторы встречи придумали удачный ход, подчеркнувший преемственность поколений, непрерывную связь и взаимодействие исторических отрезков на одном общем пути — пригласили выступить на вечер участников детской театральной студии при ДК Октябрьской революции. Ребятишки перенеслись на десятилетия назад и сыграли своих ровесников — гостей вечера таких, какими они были тогда. «Это я была на том спектакле!» — решительно выкрикнула девчонка с косичками, та самая, что требовала у директора уволить «рыжего злодея». Вслед за этим самая волнующая сцена из «Снежной королевы» — встреча Герды и Кая в ледяном замке — ожила перед глазами. Помните, какими вы были?
Как тогда было... Какие тогда были... Ностальгия по прошлому томила души собравшихся. Екатерина Куршева, партнерша Зои Булгаковой по сцене, вспоминала спектакль «Снежная королева», сверкающие декорации, отсветы на бутафорских льдинах, мерцания то голубцу, то розовых гротов: «Дай бог, чтобы сейчас было такое оформление, какое тогда, и чтобы взрослые с таким же удовольствием смотрели детские спектакли, как тогда». Это пожелание можно чуть-чуть скорректировать: чтобы сегодня ощущали театр так, как она тогда. Притом, что «Глобус» стремительно развивается. Его техническое оснащение опережает среднестатистическое время; звук, свет, декорации — из области фантастических грез артистов прошлого. Это уже далеко не то «оформление, как тогда», но взрослые по-прежнему смотрят спектакли вместе с детьми. И без детей — тоже. Просто ТЮЗ тех лет, эпохи молодости его будущих ветеранов, останется для них эталоном театра. Как сегодняшний «Глобус» будет эталоном для следующего поколения, кто сегодня в нем только начинает. Но это случится уже в XXI веке...