Бульвар надежд в осенних листьях
24
января среда
18:30
24 января 18:30 · среда
Бульвар надежд в осенних листьях
16+
Большая сцена музыкальная мелодрама Эрнст Горьковский
16+
Весы
25
января четверг
18:30
25 января 18:30 · четверг
Весы
16+
Большая сцена ночь в одном действии Евгений Гришковец
16+
Шикарная свадьба
26
января пятница
18:30
26 января 18:30 · пятница
Шикарная свадьба
16+
Большая сцена комедия Робин Хоудон
16+
Дракошина история
Дракошина история
0+
23–30 декабря 2023 года • 2–7 января 2024 года
0+

Глубина глубинки

14 Апреля 2011
Роман Должанский, «Коммерсантъ»

В Москве подходит к концу фестиваль «Золотая маска». Как обычно, московские (да и петербургские тоже) номинанты новостями не являются, поэтому взоры столичной театральной общественности оказываются обращены к театрам из других городов. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Раз в году — во время фестиваля «Золотая маска» — московские зрители имеют шанс увидеть, чем и как живет театральная провинция. Давно известно следующее: без театров из российских регионов «Маски» быть не может, потому что премия всероссийская и Союз театральных деятелей, ее некогда учредивший,— организация тоже всероссийская, так что негласная квота на провинциальные театры кем-нибудь да будет заполнена. В то же время не является секретом, что составить реальную конкуренцию столичным спектаклям и вмешаться в спор за награды за всю историю «Золотой маски» удавалось лишь считаным провинциальным театрам.

Можно по-разному анализировать провинциальное представительство на главной театральной премии страны. Один из интересных критериев успеха — чьими руками делается прошедший отборочное сито спектакль, столичными или местными. Сегодня в России есть всего несколько творческих лидеров, так сказать, «федерального значения», которые укоренены в провинции. Большинство являются многократными номинантами «Маски», участвуют они и в нынешнем фестивале: Михаил Бычков, много лет руководящий своим детищем, Воронежским камерным театром (спектакль «Электра и Орест»), Николай Коляда («Фронтовичка» екатеринбургского «Коляда-театра»), Евгений Марчелли, работавший в Тильзите, Омске и Калининграде, а недавно возглавивший театр имени Волкова в Ярославле (ярославская «Екатерина Ивановна» в постановке Марчелли единолично представляет провинцию в номинации «Большая форма»). Хоть и во внеконкурсной, а не в главной программе — впрочем, в этом году мало кто понимает разницу между ними,— но все-таки представлен Олег Рыбкин, который за последние несколько лет вывел в число значимых театров Красноярскую драму. Наверное, можно назвать еще пару-тройку имен, но список все равно весьма ограничен.

С другой стороны, успех театрам часто приносят и гости из столиц. Достаточно вспомнить, что оба провинциальных спектакля, получавших за последние десять лет «Золотую маску» в главных номинациях, были сделаны «гастролерами»: «Грозу» в Магнитогорском драмтеатре поставил петербуржец Лев Эренбург, а «Двойное непостоянство» для новосибирского театра «Глобус» придумал москвич Дмитрий Черняков. Для успешного «Глобуса» ставка на приглашенную столичную режиссуру вообще является долгосрочной стратегией — на сей раз «сработало» приглашение молодого режиссера Олега Юмова. Ученик Сергея Женовача поставил в Новосибирске «Возвращение» по Андрею Платонову — сосредоточенно, вдумчиво и сдержанно, будто вдохновившись платоновской же «Потуданью» Женовача, недавнего лауреата «Золотой маски».

Молодые режиссеры из столиц принесли успех и в театры, которые вообще никогда прежде не участвовали в фестивале. Справедливости ради надо сказать, что Марат Гацалов поставил «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова в Прокопьевском драматическом театре в статусе главного режиссера, но не думаю, что отъезд одного из самых многообещающих режиссеров поколения30-летних в Кузбасс — стратегия жизни. Скорее, самопроверка и охота к приключениям. Его пытливость и любопытство видны в спектакле: современная комедия «Экспонаты» разворачивается у Марата Гацалова в своеобразном музее провинциального быта. Перед началом зрители должны надеть войлочные тапочки и пройти к своим местам через сцену с экспонатами — старыми телевизорами, посудой, магнитофонами, мебелью. Героям остроумной пьесы Дурненкова предложено стать экспонатами этакого русского провинциального Диснейленда, но и сами прокопьевские актеры на сцене московского Центра Мейерхольда смотрелись своеобразными «экспонатами» из другой реальности: такой неподдельной органики при изображении простонародья из русской глуши ни одной московской труппе и не снилось.

Немало неожиданных и запоминающихся частностей встретилось и в любопытном «Отелло» Канского драмтеатра из небольшого города в Красноярском крае (тот самый город, где проходит небезызвестный Канский кинофестиваль). Он выступал тоже во внеконкурсной программе — и на вопрос, где проходит граница между конкурсными и внеконкурсными спектаклями, пусть опять же отвечают сами эксперты. Важно, впрочем, даже не это, а то, что выпускник петербургской театральной академии режиссер Роман Феодори-Ильин в Канске был «одноразовым» режиссером. Попробовал он было осесть в Барнаульской драме, но в конце нынешнего сезона уходит и оттуда, так что если и будет возвращаться в провинцию, то лишь гостем. В общем, успех приезжих театров на «Маске» обманчив: количество тех, кто готов развивать и выращивать театры в провинции, сделав это делом своей жизни, не растет.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!