Лес
20
мая понедельник
18:30
20 мая 18:30 · понедельник
Лес
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Падаю в небо
21
мая вторник
20:00
21 мая 20:00 · вторник
Падаю в небо
12+
Большая сцена рок-концерт
12+
Звездный час по местному времени
21
мая вторник
18:30
Золушка
22
мая среда
18:30
22 мая 18:30 · среда
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
22
мая среда
14:00, 18:30
22 мая 14:00, 18:30 · среда
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Отель двух миров
23
мая четверг
18:30
23 мая 18:30 · четверг
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Поллианна
24
мая пятница
16:00
24 мая 16:00 · пятница
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
24
мая пятница
18:30
25
мая суббота
18:00
24 мая 18:30 · пятница
25 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Робин Гуд
25
мая суббота
18:00
26
мая воскресенье
15:00
25 мая 18:00 · суббота
26 мая 15:00 · воскресенье
Робин Гуд
12+
Большая сцена мюзикл Евгений Загот, Ольга Никифорова, Константин Арсенев
12+
Вишневые мартинсы
26
мая воскресенье
18:00
Учитель танцев
28
мая вторник
18:30
28 мая 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Спасите Леньку!
28
мая вторник
14:00, 18:30
28 мая 14:00, 18:30 · вторник
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Собаки
29
мая среда
18:30
Премьера
Премьера
29 мая 18:30 · среда
Собаки
12+
Большая сцена Константин Сергиенко
12+
Братишки
30
мая четверг
18:30
30 мая 18:30 · четверг
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Алиса в стране чудес
31
мая пятница
18:30
1
июня суббота
11:00, 14:00
31 мая 18:30 · пятница
1 июня 11:00, 14:00 · суббота
Алиса в стране чудес
6+
Большая сцена мюзикл для нашей семьи Глеб Матвейчук
6+
Денискины рассказы
2
июня воскресенье
14:00
2 июня 14:00 · воскресенье
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
Премьера
Премьера
6 июня 11:00, 16:00 · четверг
Сказка о рыбаке и рыбке
6+
Малая сцена Александр Пушкин
6+

РыжПерБур представляет

10 Декабря 2019

Наталия Дмитриева, «Ведомости»

Как на Рождественском фестивале искусств новосибирцам показывали архетипические «сцены из супружеской жизни» по пьесе Вырыпаева.

Звёздный десант XIII Международного Рождественского фестиваля искусств высадился в Новосибирске в составе команды Центра имени Вс. Мейерхольда — Юлии Пересильд, Андрея Бурковского и режиссёра Виктора Рыжакова. «РыжПерБур» (так называет себя творческая троица) привезли спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия», снискавшего в театральных кругах славу скандального — из-за присутствия ненормативной лексики. Но это не помешало ему стать обладателем пяти номинаций «Золотой Маски-2019».

На брифинге режиссёр Виктор Рыжаков сказал, что «Солнечная линия» — это не «этика и психология семейной жизни», это всё очень серьёзно и глубоко. «Если вам скажут, что наш спектакль про семейные отношения, — не верьте. Это поверхностная часть сюжета. Конечно, это спектакль о человеке, о трудности договориться друг с другом. Пусть через отношения мужчины и женщины люди почувствуют, что в мире есть что-то большее. Может быть, через контакт мужчины и женщины мир станет больше, лучше и совершеннее. Нам бы этого хотелось», — отметил режиссёр.

Да, действительно, мета-идея «Солнечной линии» рождает очень смелые инсайты: мы друг друга не слышим, каждый говорит на своём языке, человек живёт в футляре субъективных убеждений, жизнь коротка, нам нужно учиться слышать и слушать. Барбара (Юлия Пересильд) и Вернер (Андрей Бурковский), муж и жена, выясняют отношения в неком метафизическом пространстве, пытаясь продраться сквозь броню взаимных обид, претензий и упрёков из серии «ты меня не слышишь» и «ты меня не понимаешь». Это некие усрёдненные персонажи, напоминающие героев мыльных опер, разыгрывающие вполне себе архетипичную семейную сцену, возведённую автором в ранг ироничного абсурда. Плывущее над головами героев звёздное небо заставляет искать в спектакле мысли космического масштаба, но кроме заезженного «одиноки ли мы во Вселенной?», ничего в голову не приходит.

Перед спектаклем Рыжаков предупреждает, что в спектакле звучит ненормативная лексика, которая должна раскрыть всю глубину русского языка. Этот приём, конечно, даётся актёрам непросто, но «из Вырыпаева слов не выкинешь», поэтому принимайте его как художественную метафору. «Это фантастические предлагаемые обстоятельства, в которые автор помещает своих героев. Серьёзная авторская метафора, где он использует язык не для того, чтобы унизить, обескровить человеческие отношения, а, наоборот, чтобы выскочить из замкнутого круга. Чтобы подняться духовно, человеку нужно над собой сделать некое усилие, чтобы что-то изменить, надо очень низко пасть», — убеждён Рыжаков.

Но даже тем, у кого «нежные» уши, можно смело идти на «Солнечную линию». Герои, действительно, «ненормативят» через фразу, но употребляют исключительно заезженные и самые затёртые выражения, отчего выглядят воспитанными детьми, которых хулиганы заставляют ругаться нехорошими словами. Несмотря на то, что в спектакле герои говорят о вещах серьёзных, зритель начинает упоённо хохотать, когда слышит знакомое нецензурное слово, обесценивающие происходящее. Вполне возможно, что это провокация Вырыпаева — мы сами обесцениваем себя и всё, что происходит с нами. К примеру, сцена домашнего насилия была тут же «уравновешена» глупой шуткой из серии «ты объевшаяся г... бактерия», вызывавшей весёлый хохот узнавания в зале. Большое зеркало, в которое герои предлагают заглянуть всему зрительному залу, лишний раз работает на эту, старую как мир, мысль: над кем смеётесь — над собой смеётесь. «Но я не могу сказать, что мне хоть раз было смешно где-то внутри пьесы. Наверное, я не комедийная актриса. Но каково было моё удивление на первом прогоне, два года назад, когда практически после каждой фразы, после каждого логического кусочка сцены зритель смеялся. Мне кажется, для этой пьесы подходит определение: не всё так весело, как смешно. Там смешного много, но весёлого мало. Это комедия по результату, а не по процессу», — сказала Юлия Пересильд.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272