Бульвар надежд в осенних листьях
24
января среда
18:30
24 января 18:30 · среда
Бульвар надежд в осенних листьях
16+
Большая сцена музыкальная мелодрама Эрнст Горьковский
16+
Весы
25
января четверг
18:30
25 января 18:30 · четверг
Весы
16+
Большая сцена ночь в одном действии Евгений Гришковец
16+
Шикарная свадьба
26
января пятница
18:30
26 января 18:30 · пятница
Шикарная свадьба
16+
Большая сцена комедия Робин Хоудон
16+
Дракошина история
Дракошина история
0+
23–30 декабря 2023 года • 2–7 января 2024 года
0+

Три толстяка похудели и помолодели

21 Марта 2003
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

Сегодня и завтра в новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» состоится премьера спектакля по романтической сказке Юрия Олеши «Три толстяка», приуроченная к началу весенних школьных каникул. В нем главным положительным героям повезет меньше, чем на страницах книги.

Поставила спектакль режиссер и драматург из Санкт-Петербурга Марина Гаврилова, которая не так давно воплотила на «глобусовской» сцене новогоднее шоу по собственному сценарию «Чудеса в лесном королевстве». «Три толстяка» — название для репертуара экс-тюза не новое, еще в 1975 году это произведение инсценировал бывший тогда главным режиссером Лев Белов, и его вполне успешный и традиционный спектакль, просуществовавший на сцене многие годы, увенчивался хэппи-эндом.

Госпожа Гаврилова перекроила его в угоду реалистичности: она считает, что современных детей не стоит оберегать от разочаровывающих сторон действительности, только тогда они задумаются о том, как превратить жизнь в сказку со счастливым концом. Режиссер нашла интересный ход и в трактовке центральных персонажей. Ее толстяки на самом деле — худые и молодые, они облачены в один костюм на троих, придающий им сходство с грозным трехглавым Змеем Горынычем. И значительность фигурам тиранов на поверку придает лишь власть, которой они наделены. В целом сценическое зрелище в известной степени оснащено цирковым антуражем, эффектами и трюками, музыкой, танцами, пением, органично вплетенными в ткань действия, но не отвлекающими от развития сюжета.

Спектакль получился колоритным и эмоциональным. Все занятые в нем актеры, среди которых оказались и участники той давней, первой постановки «Трех толстяков», репетировали с большим энтузиазмом и нескрываемым удовольствием. Процесс постановки режиссер начала со знакомства с примечательной историей написания сказки. Юрий Олеша был безвестен и беден, он только что переехал из Малороссии в Москву, устроился работать фельетонистом в газету железнодорожников «Гудок». Свои зубодробительные юморески подписывал псевдонимом «Зубило», а вечерами в тесной комнатке коммуналки развлекался тем, что сочинял романтичную, откровенно-лирическую сказку. Все его достояние составляли узкая железная койка и рулон дрянной, грязно-желтой газетной бумаги — роман «Три толстяка» написан на ее обрывках карандашом. Тем не менее, он произвел настолько сильное впечатление на Станиславского и Немировича-Данченко, что основатели МХАТа предложили Юрию Олеше сделать пьесу. Ее премьера состоялась в мае 1930 года, а вскоре после того в Москве был поставлен балет на музыку Виктора Оранского, а затем возникла добротная экранизация.

Впоследствии писатель признавался, что образ юной акробатки Суок ему навеяли собственные воспоминания периода учебы в одесской гимназии. На представлении цирка-шапито он пленился золотоволосой циркачкой. Искал встреч с ней после выступления до тех пор, пока с ужасом не убедился, что объект его мечтаний на самом деле вовсе не девочка, а весьма циничный мальчик... И все-таки силою таланта он опоэтизировал неосуществленную мечту.

Атмосферу премьерного спектакля «Три толстяка» задал главный художник петербургского Александринского (бывшего императорского) театра Александр Дубровин, придумавший выразительные костюмы и декорации, в которых бытовые предметы сочетаются с метафорическими. Художником по свету выступил Евгений Ганзбург, музыкальным руководителем — Иван Благодер (тоже приглашенные из Санкт-Петербурга), а постановку танцев осуществил хореограф Георгий Ерасек. Ведущие роли — храброго гимнаста Тибула, девочки Суок, избалованного наследника Тутти — исполнят Сергей Кисса и Сергей Мурашкин, Юлия Зыбцева и Денис Малютин. В массовых сценах заняты воспитанники студии пластики и студенты Новосибирского театрального училища.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!